Новости

В Мастерской управления «Сенеж» представители вузов обсудили концепцию развития психологических служб высшей школы

2022-04-06 11:47 Новости
5 апреля в Мастерской управления «Сенеж» в Подмосковье прошел однодневный выездной семинар-совещание «Психологическая служба в системе высшего образования: концептуальные основы и перспективы развития», где эксперты обсудили концепцию развития этого важного направления. Участниками мероприятия стали более 120 представителей вузов страны: проректоры, курирующие деятельность психологических служб образовательных организаций высшего образования, руководители психологических служб университетов. Организаторами семинара выступили Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Российская академия образования и АНО «Россия – страна возможностей».

«Наша задача разработать совместно с сообществом профильных специалистов концепцию развития психологической службы, которая должна обеспечить эффективное межведомственное взаимодействие, дать инструменты доступной психологической помощи, и главное, должна быть обеспечена кадрами. Сейчас уже создан Федеральный ресурсный центр психологической службы в системе высшего образования совместно с Российской академией образования. В этом году будут определены 15 «пилотных» университетов в 8 федеральных округах, в том числе подведомственных Минобрнауки России, Минпросвещения России, Минздраву России, где будет отработана эффективная модель психологической работы в вузах. Для обеспечения работы психологической службы мы планируем совместно с Росмолодежью подготовить и внести на осеннюю сессию Государственной Думы Российской Федерации ряд законопроектов, связанных с ее работой. В мае текущего года с Российской академией образования планируется запустить систему подготовки и переквалификации специалистов служб психологической поддержки в вузах», – сказал заместитель Министра науки и высшего образования РФ Григорий Гуров.

Он добавил, что по результатам работы в «пилотных» вузах будет отработана эффективная модель, которая может быть использована для организации психологической службы в других вузах страны.

Григорий Гуров обратил внимание собравшихся на результаты проведенного в стране исследования – психологическую службу или центр имеет каждый пятый вуз (21,9%), более половины университетов (55,3%) имеют одного психолога или кабинет разгрузки без штатного психолога, порой обязанности по психологической помощи выполняют сотрудники кафедр психологии, отделов культурно-массовой работы, санатория, а также студенческие объединения.

При этом запрос на такую помощь у студентов есть – почти каждый третий (29,5%) студент сохраняет телефон экстренной психологической службы, и более двух третей студентов (70,2%) считают, что университетские службы могут помочь им в решении проблем.

«Мы воспринимаем психологическую службу в университете, как часть работы с молодежью, в том числе в контексте воспитания. Мы хотим наладить работу, чтобы она помогала в решении ключевых государственных задач, задач высшей школы, и студент чувствовал свою сопричастность и вовлеченность в жизнь вуза и страны, через созданную доверительную среду в университетах. Психологическая служба в таком контексте должна быть логично встроена в воспитательную деятельность и молодежную политику», – сказал Григорий Гуров.


В ходе пленарного заседания эксперты говорили о том, какова роль психологической службы и психологического сопровождения для воспитания будущего поколения, роли психологического благополучия в обеспечении качества образования.

«Почему концепция заботы о психологической гигиене внутри учебного заведения нужна и важна? Образование должно не просто готовить профессионала, а воспитывать образованного человека, способного мыслить, брать на себя ответственность, принимать решения, заботиться о себе и других людях. Вуз должен растить взрослых людей, помогать стать личностью, вырастить опору внутри себя. Поэтому важно говорить о том, как создать дисциплину, которая поможет человеку стать человеком. Психология в вузе – это не про предотвращение депрессий, это про раскрытие таланта и потенциала человека. Мир может измениться так, что все идентификации исчезнут, и самый главный вопрос, кто я, и как остаться верным себе», – сказала Ксения Горячева, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию.

Эдуард Галажинский, вице-президент Российской академии образования, ректор Томского государственного университета, академик РАО, доктор психологических наук, профессор, обратил внимание на отсутствие национальной диагностической базы, стандартизованных психологических инструментов, что подтверждает необходимость формирования системы психологических служб в вузах страны.

«Проблемы, связанные с взрослением, зрелостью, счастьем, психологическим благополучием занимают пока малую долю в психологических исследованиях. А это направление также является важным. Современная психология до сих пор концентрируется на проявлениях депрессии. Исследования, которые в том числе Российская академия образования проводит, показывают, что более 20% первокурсников сталкиваются с эмоциональными проблемами, связанными с повышенной возбудимостью, склонностью к депрессивным состояниям, частыми сменами настроения, тревожностью. Большое исследование, в которое были включены 13 университетов и в 18 на основе анализа больших данных, показало, что в группе риска помимо студентов-первокурсников еще и студенты из слабо обеспеченных семей. В этой связи нужно подумать, как учесть эти контексты в обсуждении будущего психологической службы высшей школы», – сказал Эдуард Галажинский.

Модераторами обсуждения будущего системы психологической поддержки выступили Татьяна Тихомирова, научный руководитель Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования РАО, и Мария Афонина, проректор по образовательной деятельности Мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия – страна возможностей».

«Сегодня состоялся профессиональный обмен мнениями, опытом, предложениями по актуальным направлениям работы психологических служб университетов: нормативно-правовым, научно-методическим и этическим. Эти вопросы созвучны национальным приоритетам развития нашей страны, прежде всего в части сохранения населения, здоровья и благополучия людей, создания возможностей для самореализации и развития, организации комфортной и безопасной среды для жизни, условий достойного, эффективного труда. Совместные усилия учёных, практиков и администраторов образования направлены сегодня на создание целостной, соответствующей современным общественным вызовам федеральной сети психологических служб, готовых в любую минуту оказать квалифицированную психологическую помощь», – отметила Татьяна Тихомирова, научный руководитель Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования РАО, член-корреспондент РАО.

Виктор Басюк, и.о. вице-президента РАО, член-корреспондент РАО, декан факультета педагогического образования МГУ имени М.В.Ломоносова, уточнил, что проект организации психологического сопровождения в вузах реализуется по поручению Министерства науки и высшего образования Российской Федерации Российской академией образования: «Сегодняшнее мероприятие – это первое подведение итогов оперативной работы, которая была начата Федеральным ресурсным центром РАО в рамках супервизии "горячих линий" психологических служб вузов, и определение основных концептуальных подходов развития психологических служб в высшей школе. Академия подготовила проект концепции организации психологического сопровождения в высшем образовании, который сегодня рассматривается в Министерстве. Сегодня представители профессионального сообщества, психологи вузов поддержали основные положения, которые вошли в эту концепцию. Надеюсь, что в ближайшее время общим профессиональным фронтом мы начнём реализацию этих мероприятий».




Мария Афонина, проректор по образовательной деятельности Мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия – страна возможностей», практический психолог, рассказала, что в современном мире темы психологической поддержки и жизнестойкости становятся крайне важными. В Мастерской управления «Сенеж» в марте была запущена онлайн-программа «На связи». К ней с 11 апреля могут присоединиться все желающие. В рамках двухнедельного обучения слушателей научат оказывать адресную помощь находящимся в сложной психологической ситуации людям, работать с негативными эмоциональными состояниями.

«Мы понимаем, как сейчас каждому из нас важны единение, поддержка и забота близких. Наша программа поможет человеку работать с собственными негативными эмоциональными состояниям, также мы даем реальные и доступные каждому инструменты самопомощи и поддержки близких. Экспертами программы стали профессиональные психологи-практики, которые расскажут о техниках по снижению уровня тревожности, самоконтроля и инструментах психологической поддержки. Программа образовательного мероприятия включает в себя пять часовых онлайн-встреч. Откроется она встречей с интересными экспертами, которые поделятся своим опытом психологической поддержки. А первый образовательный модуль начнется 13 апреля со встречи «Быть на связи с собой» с управляющим партнёром компании TeamExpert Вячеславом Тарановым и директором Центра социальной помощи семье и детям г. Ростова-на-Дону, медицинским (клиническим) психологом Сергеем Асатуровым. Они расскажут о силе личности, ответственности, и о том, как оказать скорую помощь самому себе. Мы надеемся, что наша программа будет полезна молодым людям-студентам, и будет поддержана вузами», – сказала Мария Афонина.

Помимо обсуждения будущего системы психологической поддержки, участники обменялись опытом по вопросу развития системы экстренной психологической помощи, этическим аспектам психологического сопровождения высшего образования и организации научных исследований в интересах развития психологической службы в вузах страны.

«Сейчас рынок повышения квалификации весьма наполнен, мы можем выбрать для себя любую программу, в любом вузе, на любую интересующую нас тематику. Но если посмотреть на соответствие тех навыков, которые получают студенты, тем, которые требуются от них во время работы в психологических службах вузов, становится ясно, что необходимо обновлять программы дополнительного профессионального образования. Нужны курсы повышения квалификации, опирающиеся на практику. РАО готова собирать на своей площадке специалистов психологических служб. Надеюсь, это вызовет живой отклик, вы будете подключаться и приезжать к нам», – рассказала Елена Брель, главный аналитик Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования РАО, профессор РАО.